xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Очередной подсчёт на салфетке

Баллистическая ракета с боеголовкой 500 Кг сносит все строения в радиусе 10 м, сносит кирпичные/пеноблочные дома в радиусе 50 м, осколочные ранения на открытой местности - до 200 м. Итоговая площадь серьёзного поражения 30,000 кв. м., если стоять на открытой местности, а для людей, защищённых мамадом-миклатом — 300 кв. м.

"Кассетная" боеголовка (одна, 2-3 Кг ВВ) - радус поражения осколками около 40 м, площадь поражения 5,000 кв. м., число головок - около 50, взрывается меньше половины, итого те же суммарные 30,000 кв. м. на ракету. Для людей, защищённых мамадом-миклатом радиус пораженип — ноль, защищённых лестничной клеткой — ну, 100 кв. м. (площадь средней квартиры, если находиться во внутренней комнате).  

На что надо делить/умножать такие площади поражения? Треугольник Ашдод-Нетания-Иерусалим имеет площадь 1300 кв. км., с населением примерно 4 мегаевреев (Ме). Итого имеем плотность 4*106 /1.3*109 = 3*10-3 Ме/кв. м. Это средняя плотность по тому треугольнику, где звучит большинство сирен. Плотность городского населения (без учёта "открытых местностей) примерно вдвое-втрое выше.

Количество пострадавших на один пуск от баллистики:
— если б все стояли, как зеваки, на открытой местности — 100 Е.
— если б все укрылись в мамаде — 1 Е.

Количество пострадавших от "кассетной" бомбы:
— если все зевают на открытой местности — примерно те же 100 Е.
— если все заходят в мамады — 0 Е.
— если все вышли на лестницу (ну, или в эквивалентное укрытие) — 0.3 Е.

Поправочные коэффициенты:
В реальности разное число людей пользуется разной степенью защиты. Число поражённых надо считать как взвешенную сумму.
В реальности перехватывается 90% ракет. Соответственно, число пострадавших надо ещё поделить на десять.

Данная статистика должна интересовать прежде всего командование тыла (ответственных за спасение раненых) и политиков (ответственных за ощущение победы/поражения в войне, ср. с 10/7). А с точки зрения каждого отделного Е вероятность сильно пострадать получается делением числа в соответствующей графе на те же 4 МЕ, сидящих с ним в одной лодке. Соответствующие значения абсолютно ничтожны по сравнению с магическим психологическим порогом в 10-5.

Желающие могут сравнить эти "матожидания" с экспериментальными данными. Увы, надо внести в табличку изменения из-за потерь в Димоне и Араде.

Эрдогану на заметку

Mar. 22nd, 2026 07:40 am
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Прекрасное терпение

На горе стоит береза,
Ветки книзу клонятся.
Парень девушку ебет,
Хочет познакомиться.

Коран, сура "Сабрун Джамиль" ("Прекрасное терпение")



После полутысячи ракет и дронов, запущенных Ираном по Саудовской Аравии, у МБС лопнуло терпение.
❝Saudi Arabia informed Iran’s military attache, his assistant and three members of the embassy staff that they must leave the kingdom within 24 hours after being declared persona non grata. ❞

Если Иран не прекратит further escalation, это будет иметь “significant consequences” for current and future relations. Вышлют ещё несколько охранников посольства. Вот это называется "ответственный подход к международной обстановке.  

Очередное bingo

Mar. 20th, 2026 10:38 am
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Faltings!!!

Группа коммутативных (абелевых) математиков пополнилась новым омнипотентом.

Абелевку учредили в 2003-м, почти четверть века назад, вручается ежегодно и почти всегда только одному человеку (всего четырежды она вручалась двум людям, equally contributing™ в какой-то области). Из всех 29 лауреатов (плюс "почётный" Атле Сельберг, инаугурационный лауреат) нет, пожалуй, ни одного outlier'a "вниз", в отличие от нобелевки и филдсовки.

С чем это связано? Мне хотелось бы считать, что с камертоном, который выбран был для первого пре-абелевца и первого настоящего абелевца (база индукции). Атле Сельберг и Жан-Пьер Серр. После такого зачина снижать планку уже не было возможности. 

Смеха ради я решил проверить Грошу на вшивость, — кто из них двух больше матери-Истории ценен™. Ответ меня вполне удовлетворил.

Итоговое ощущение сообщества (по интервью, форумам, некрологам, спискам)

  • Если мерить «глубиной и оригинальностью одной большой идеи» → Selberg часто выигрывает. Его trace formula — это один из тех результатов, про который говорят «это изменило всё» (аналогично Weil conjectures Делиня или Grothendieck’s topos).
  • Если мерить широтой, количеством фундаментальных вкладов и влиянием на следующие поколения → Serre почти всегда впереди. Он «переформатировал» несколько больших областей, и его идеи используются повсюду — от алгебраической геометрии до теории чисел и даже компьютерных доказательств.
  • Консенсус (очень приблизительный): оба в топ-20–30 математиков XX века. Serre чаще ставят чуть выше в «общем зачёте» (из-за долгожительства и универсальности), но многие аналитики/теоретики чисел скажут: «Selberg — это бог в своей области, Serre — великий универсал».
Поздравления великому математику и (судя по всем отзывам) замечательному человеку Герду Фалтингсу.

Отдельно приятно поздравить коллег, работающих в избранной области (первым приходит в голову [personal profile] prof_yura), но есть и многие другие читатели "ХВ", занимающиеся теорией чисел и диофантовыми уравнениями. Если вы умеете эффективно молиться, помолитесь за здоровье ЖЖ-юзера "Французик из Бордо", нашего замечательного дважды (а кому-то и трижды) соотечественника Юры Билу (Белоцерковского), который с невероятным мужеством изнемогает в почти безнадёжной борьбе с ужасной болезнью.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Буря в стакане с песком

Четвёртые сутки дымятся пуканы,
Умы в непонятках, свело языки.
Поручик Голицын, расставьте стаканы,
Корнет Оболенский, глотните с тоски.

Белогвардейская песня



Центральный вопрос момента — знал ли Трамп заранее про удар Израиля по газовым полям Южного Парса (если не знал, то он болван-которого-держат-за-болвана™, а если знал, и даже не забыл — зачём врёт? и, главное, кому? Нине-которую-не-провести-на мякине™?).

Но куда забавнее смотреть на то, как в салоне Яши-драчка (б. "Клуб четырёх коней") знатоки разбирают партию в шашки, вооружась бильярдными киями, а из рядов одноглазых любителей слышны крики "Лошадью ходи, лошадью!". Интересно, закончится ли разбор партии фехтованием на киях, или в ход пойдут традиционные канделябры?

Последам. Говноносец с атомным двигателем

Программист не вышел на работу. День нет, два, три. Коллеги звонят — трубку не берёт. Решили проверить, что случилось — взломали дверь квартиры. Заходят — программист сидит в ванной, совершенно синий, на голове почти ни волоса не осталось, в руке пустая бутылка из-под шампуня, судорожно намыливает то, что осталось.

Смотрят на флакон — а там инструкция: «Намылить. Смыть. Повторить.»


Анекдот не столько про программиста, сколько про салон Яши-драчка. «Процитировать, что Трамп сказал/написал вчера. Гыгыкать, какой он идиот, пока ужинать к вечерним новостям не позовут. Назавтра повторить.»

Я насчитал уже двадцать повторений цикла, даже полтора фута снега за окном не отвлекли Яшу-драчка от привычного движения хорошо поставленной рукой. Со второго марта — повторяет, как заведённый, ни одного поста на посторонние темы.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Сорта говна

Список говнюков, подписавших требование перенести Международный Математический Конгресс летом 2026 из Филадельфии в другое место, продолжает набухать и наливаться соком. Сейчас там уже больше 620 участников. Вполне приличная статистика, учитывая, что число людей, самоопределяющихся как "математики" (настолько, чтобы знать о существовании ММК), порядка 50,000-150,000 человек (в 1995-м их было порядка 10,000). Если интересно, я могу пересказать свой диалог с Грошей на тему "сколько нас, уродов, всего на свете".

Я попросил Грошу прошерстить список и вывести первый десяток стран по числу подписантов. А потом — первую двадцатку университетов по отдельности. Разнарядка )

Итак, моя диванная аналитика.
  1. Больше всего подписарей — из Америки. Это дистиллированный TDS 95-градусной крепости. Логика провербиальная: отрежу себе нос назло тёще. Пусть у этой сволочи зять будет безносый.
  2. Второе место Франции — тоже закономерно: из всех европейцев гордые Gallus'ы (см. илл.) — самые лютые антипендосы. В математике это даже проявляется сильнее, чем в других областпх: за последние 50 лет некогда великая французская математика заметно скукожилась по сравнению с американской, ревность душит потомков уездного дворянства. А уж про состязание informatique с computer science с точки зрения клиента я непременно напишу отдельно, начиная от минителя и минидиска и кончая сайтом SNCF, с которым у меня был пролонгированный половой акт с множественными прерываниями.
  3. Итальянцы и испанцы — в той же культурной лиге антиамериканского нарратива. Но если у итальянцев ещё может быть какая-то математическая отмазка (итальянская школа алгебраической геометрии была тем ядерным запалом, который подорвал термоядерный заряд современной алгебраической геометрии, пользуясь нынешним милитаристским языком), то у испанцев и близко ничего нет, чем можно было бы похвастаться.
  4. Канадцы совершенно точно пиздят, ссылаясь на безопасность и визовые ограничения. Их это ну никак не может коснуться. TDS в чистом виде, отягощённый слишком низким забором ("low fences make bad neighbors, — anti-Frost). 
  5. Высокие места Бразилии и Индии можно было бы по-марксистски объяснить интересами пустого желудка: от хаоса, посеянного Рыжим клоуном, как говорят, страдают Индия (нефтегаз) и Бразилия (удобрения). Я не уверен, что яйцеголовые индийские/бразильские математики могут всерьёз мотивироваться подобными соображениями. Вопрос, как математические сообщества обеих стран реагируют на трампушкины иммиграционные меры и террор ICE в университетских кампусах, немогузнать. Если судить по стандарным хуемеркам бразильских универов (с которыми я знаком лучше), то бросается в глаза отсутствие IMPA (суперкласс, лучшее математическое заведение к югу от Рио Гранде) и наоборот присутствие быдломатематиков из UNB и UFB  (29 из 38 бразильских подписарей). Самый верхний из бразильских университетов, USP, принёс всего 8 голосов, а примерно того же уровня UNICamp (Campinas) вообще не попал в двадцатку. Но про современную математику в стране донов Педро, где так много диких обезьян, надо спрашивать Вербишу. (С дикими обезьянами мне лично доверялось сражаться в столовке IMPA: они там разгуливают примерно как кошаки в Израиле, разница только в том, что мартышки могут запрыгнуть на стол и сожрать твой салат, пока ты пошёл налить себе воды). В офисах везде висят предупреждения: не оставляйте окна открытыми. Мартышки вандализируют ваши нетленные рукописи, оставшиеся на столе, и обосрут клавиатуру вашего лаптопа, пока вы пошли пообедать). 
  6. Можно было бы немного поковыряться в сортах французского говна. В список университетов попало гораздо больше заведений, чем мне хотелось бы (из числа тех, в которых я протусовался сколько-нибудь заметное время). С другой стороны, подписаря — все те же usual suspects, с которыми я срался в кофейной комнате 30 лет назад. Ну дожны же в этом мире быть эталоны!  
  7. Чего удивительным образом нет или почти нет. Нет ни израильских израильтян, ни американских израильтян, ни вообще amerikikes, помимо landmarks. Впрочем, может, они (мы) ещё не вылезли из бомбоуёбищ. Но пока кроме Пабло Шмеркина, я никого не вычислил. Шо, вот так вот сманули вехи? что-то здесь нечисто, ждём. Кто из наших первым крикнет "Гойда!"?
  8. Аналогичным образом, нет или почти нет "русских" имён, неважно, какого розлива. В раньшие годы под подобными антиамериканскими высерами были бы десятки подписарей из хорорусов.  А сейчас почти никого.

Наконец, я задал Гроше самый заковыристый вопрос: прикинуть, сколько подписантов носят "характерно русские" и "характерно еврейские" имена.


  • «Характерно русские» имена (славянские окончания -ов/-ев/-ин/-ский/-вич, типичные первые имена вроде Юлия, Иван, Дмитрий, Сергей, Ольга, Владимир и т.п.): 15–30 человек (примерно 2–5 %).

    Примеры из видимой части списка:

    • Yulia Kuznetsova
    • Ivan Nikitin
    • Yuri Sulyma (украинско-русский вариант) и ещё несколько похожих в середине списка (типа -ov/-in, которых видно в последних 100).

    Почему мало? Петиция в основном собрала подписи из Франции, Канады, Бразилии, США и Индии. Русскоязычных математиков в диаспоре (особенно из России) среди подписантов почти нет — либо они не видели петицию, либо не захотели подписывать антиамериканский текст в текущей политической ситуации.

  • «Характерно еврейские» имена (ашкеназские фамилии типа Cohen, Levy, Goldstein, Katz, Rabin, Rosen, Friedman, Goldberg, Klein, Stein, Berg, Laba, Esnault в контексте и т.п.): 60–110 человек (примерно 10–18 %).

    Примеры из видимой части:

    • Izabella Laba
    • Hélène Esnault
    • Assaf Kfoury (частично)
    • и очень много в американских/французских/канадских подписях (типа Rosen, Friedman, Katz, Levy и т.д., которых в топ-университетах традиционно много).

    Перекрытие (русско-еврейские имена, типа Rabinovich, Katz в русской транслитерации) — примерно 5–10 человек.


Исключительно мало еврейских имён, как мне кажется. Впрочем, может ещё не все соки налились.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Чем богаты арабские страны?

  1. Чем богаты, тем и рады
  2. Нефтью и газом
  3. Традиционными храбростью и гордостью
  4. Терпением (белым цветом)
После более чем 3000 ракет и беспилотников, выпущенных за три недели по арабским странам, министр иностранных дел Саудовской Аравии заявил, что "доверие к Ирану падает", "арабские страны теряют терпение" и "сохраняют своё право на ответные действия". Вывод, неизбежно вытекающий из этого заявления — следует признать, что изначально:
  • Доверие к Ирану в странах Залива было на бесконечно высоком уровне (падает-падает, да всё никак не упадёт),
  • Запасы терпения там на несколько порядков превышали запасы нефти и газа (та же логика), 
  • Арабские права на ответные действия — воистину неразменный пятак.
Америке несказанно повезло, что за её спиной стоит такой могущественный союзник.

И это я ещё не упомянул Францию с её сочетанием дипломатического искусства с несокрушимой военной мощью: президент Макрун — просто-таки Талейран и Бонапарт в одном флаконе (shake but not stir).
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Цусима-2026

Автобус отъезжает от остановки, мужик бежит за автобусом, машет руками. Водитель сжалился, останавился и открыл заднюю дверь. Мужчина запрыгивает на заднюю площадку, от пыли поднятой автобусом, резко чихает и от неожиданности громко пердит, все оборачиваются. Мужик краснеет и выпрыгивает из автобуса.

Голос с передней площадки:
— И ради этого мы его ждали?



Самый большой в мире авианосец вышел из строя без единого выстрела: что-то загадочное случилось в хуячечном отделении, после чего боевая потенция мораль пропала сразу у четырёх тысяч моряков.

И ради этого мы ждали его две недели?

Zeitgeist

Mar. 19th, 2026 07:31 am
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Where is Wally?

Очень милый стёб для агрессоров-сионистов младшего возраста.

Стеблецы собрались здесь.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Моссад выкрал чертежи типовых строительных проектов в Бейруте

Не первый раз показывают кадры того, как израильтяне с самолёта "складывают" в кучку многоквартирные дома так, что в соседних домах, похоже, даже стёкла почти не вылетают. При этом ракеты, которыми стреляли, не выглядят какими-то супертяжёлыми: их просто "кладут" в точно рассчитанные точки (опоры, скелетные конструкции) . Профессионалы, одно слово.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Цветы жизни

Нас утро встречает прохладой цветами и современным изобразительным искусством.

Но настоящая оранжерея — во глубине сибирских руд. Дети подземелья )

Когда лет через 10-15 эти цветочки, профессорские детишки, пойдут в армию, расталкивая друг друга чтобы попасть в боевые части, им не нужны будут политработники для объяснения того, почему это жизненно необходимо.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Inter arma enim silent leges

Между прочим, именно про молчащие законы (а не про молчащих муз) изначально изрёк эту фразу Кикерон. Под грохот канонады быстро пролетели 4 года с момента, когда Международный Математический Конгресс вместо Петербурга прошёл заочно в Хельсинки, и вот опять.

Ссылаясь на питерский прецедент, инициативная группа bleeding hearts требует перенести ближайший ММК из Филадельфии в... да хоть куда, лишь бы из ужасной Америки. Причин более чем достаточно. Поездка в Америку небезопасна: налетят агенты ICE, скрутят, в лучшем случае вышлют под конвоем, в худшем пристрелят безобидных математиков-гостей. Въездные визы не дадут математикам из 75 стран. Глобальный хаос, который посеяли американцы по всему миру (Газа (!), Куба, Венесуэла, Иран) делает поездку туда просто невыносимой для всех приличных людей.

Список подписантов-петиционеров пока невелик, меньше 200 человек, но он быстро набухает. Приятно, что я знаю (в основном по имени, но иногда и лично) пока меньше десятка из них. Но, увы, каких! Карим Адипрасито (три года был tenured в Иерусалимском университете), Яков Циммерман (израильтянин-канадец, родился в Казани), Мартин Кассабов (болгарский американец, выпестыш великого Фимы Зельманова), — это относительно младая поросль. Ну, и парочка знакомых франко-персонажей (Hélène Esnault, Yves André, ...), прекрасных математиков, но ёбнутых на всю голову, не смогла умолчать.

Может, мастодонты великой (без дураков!) французской математики ещё не проснулись, и мы ещё увидим весь Пантеон среди подписантов. Но пока почивают на лаврах гиганты, не дремлют их сикофанты. Société mathématique de France под водительством Изабель Галлахер (коренной француженки, как можно понять по её ирландскому имени, и конечно же, подписучки петиции) уже довольно давно (в январе 2026, до войны в Иране и до истории с Мадуро) опубликовало корпоративный стейтмент: Французское Математическое Общество смотрит на Конгресс в Филадельфии, как на говно и не собирается свой логотип предоставлять в пользование абы кому (я бы проверил апостериори, будет ли иконка SMF среди виньеток ММК; пизди́ть, как известно, не мешки ворочать). Хорошо хоть не будут исключать из тамошнего Совматписа ренегатов, которые поедут на свой страх и риск, не боясь быть застреленными прямо в аэропорту Филадельфии.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Ихтамнет

Когда Трампушка начинает троллить, этот мастер-класс нельзя пропустить.

Давеча, отвечая на вопрос о том, когда можно ожидать переговоров с Ираном, Трамп пожал плечами и сказал, что их не с кем вести: всё иранское начальство перебито. Ихтамнет.

Я б на месте иранцев озаботился кастингом на роль двойников рахбара. Им проще: все они на одно лицо, бороду, очки и чёрную чалму, включая насраллу. Чтоб было кого показывать после каждого налёта. Как раз та область, в которой Кремль может сильно помочь своим опытом.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Почему Ассад-мл., оказался умнее Хаменеи-мл.?

И прибежала рахбарша,
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамПвай!
Мой зайчик, рахбарчик, попал под трамвай!
Он в войнушку играл понарошке,
Он папаше подмигивал трошки,
Но папаша был крут, он не гнулся, как прут,
И сынку перерезало ножки
(Про папашу нет сомнений, все информационные агентства в уникально короткие сроки пришли к консенсусу),
И теперпь он (Муждаба) больной й и хромой,
Маленький заинька мой!»

Из доклада БАПОР (UNRWA), перевод впопыхах не авторизован.

Конечно, всё пока только слухи и галимая ЦИПСЯтина:

Текущая ситуация (по состоянию на 15 марта 2026):

  • Кувейтская газета Al-Jarida (часто публикует сенсации со ссылкой на "высокопоставленные иранские источники") утверждает, что Моджтаба был тайно вывезен в Москву на российском военном самолёте якобы из-за ранений, полученных при ударах 28 февраля (когда погиб его отец Али Хаменеи). По их версии, ему провели успешную операцию в Москве (в больнице при президентской резиденции), и он там лечится по соображениям безопасности и медицинским причинам (война мешает нормальному уходу в Иране).
  • Эта новость быстро разошлась по русскоязычным и ближневосточным СМИ (NEWSru.co.il, Charter'97, Report.az, Segodnya.co.il и др.), но все они ссылаются именно на Al-Jarida, без независимого подтверждения.

Официальные опровержения и контраргументы:

  • МИД Ирана (через Арагчи) и иранский посол в Москве Казем Джалали прямо заявили 14–15 марта: Моджтаба здоров, полностью контролирует ситуацию, соответствует роли верховного лидера и нет никаких проблем со здоровьем.
  • Иран отрицает любые серьёзные ранения или эвакуацию, подчёркивая, что "система работает, всё под контролем".
  • Нет заявлений от Кремля, российского МИД или официальных источников в Москве о приёме/лечении Моджтабы.

Предыстория слухов:

  • Ещё в январе 2026 (The Times, NY Post, Iran International и др.) сообщалось о "плане Б" Али Хаменеи — эвакуация в Москву на случай краха режима (по образцу Асада в 2024), включая сына Моджтабу. Это был план на случай протестов/дезертирства силовиков, а не реальное действие.
  • После убийства Али Хаменеи (28 февраля) и избрания Моджтабы верховным лидером (9 марта) появились новые спекуляции о его здоровье (The Sun, Трамп упоминал "обезображен" или погиб), но официальный Тегеран их отвергает.
Но иранское опровержение о беспроблемном здоровье, крепком мужском рукопожатии и конской потенции Можтабы при полном контроле над ситуацией скорее свидетельствует об обратном.

Что возвращает нас к заданному вопросу. Ассад-мл. по крайней мере сумел добежать до Москвы на своих двоих. А сколько своих™ осталось у Хаменеи-мл., нам ещё не показали. Но в любом случае с эстетической и простетической точек зрения выбор Москвы в качестве санатория для поправления и без того прекрасного здоровья выглядит вполне рационально. Московские сапожники накопили уникальный опыт конструкции пынеходов™, может, и до самых моджтабиньих бёдер смогут стачать.

Окно в Европу

Mar. 15th, 2026 02:55 pm
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Откель грозить-то будем шведу?

После всех успехов русского оружия в Европе у храбрых россов не осталось врагов общей границы с некогда самым грозным супостатом, за которого царь Пьер ле Премьер даже заздравный кубок подымал (историки говорят, что горазд был выпить за кого угодно, заложив скрепную традицию).

Однако ж не всё потеряно. Оказывается, у РФ и Konungariket Sverige есть немножко морской границы. Немного, чуть больше 8 км. Но вполне достаточно, чтоб надменным шведам насрать под дверью на буйки.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Командная игра в "Жопу!"

В бытность свою в ЖЖ я частенько вспоминал безбашенные студенческие годы, когда мы игрывали в салонную игру "Жопа!" на поточных лекциях.

Правила игры )

Вне университетской аудитории в "Жопу!" , как правило, играют "блогеры"/"публицисты"/"аналитики", соревнуясь друг с другом в абсурдности той хуйни, которую они пишут с разной частотой (от нескольких раз в день до пары колонок в неделю). Чтобы обратить на себя внимание, им постоянно перекрикивать конкурентов. В отличие от оригинальной игры некоторые, за отсутствием достойных конкурентов, начинают играть в "Жопу!" сами с собой, перекрикивая самого себя каждый следующий раз. Я даже изобрёл специальный латинский термин для этого, autoculoludia.

Но ничто не стоит на месте. Свисток к началу игры )

Видимо, прослышав про эту сагу, газета "Гумус-для-думающих-людей" решила переплюнуть конкурентов из NYTimes и опубликовать панегирик ещё живому великому персидскому человеку, Али Лариджани. Вот уж воистину то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Неизвестный мне доброхот, поклонник  (ненужное зачеркнуть) взял на себя труд перевести восторженный  текст (Гандона Леви, кого ж ещё) по-русски.  Жопа! )

Текст до боли напомнил мне "рефераты"™, которые нас обязывали писать на семинарах по историческому материализму. По итогам такого "реферата" палач Лариджани вполне мог бы стать каднидатом на гробницу в парижском Пантеоне, там, где похоронены великие философы. Впрочем, какую-то часть можно было бы захоронить в другом крыле, где покоятся политики.

Но NYTimes не могла оставить победу за "Гумусом", даже после такого блистательного хода. Продолжая иранскую тему, думающие люди за океаном решили напомнить, в какую ужасную катастрофу втянул Рыжий Клоун Америку (и вообще весь мир), пойдя на поводу у сионистов и предательски напав на героический Иран. Речь, конечно, идёт о нефтяном кризисе, по сравнению с которым бледнеет кризис 1973 года. Вот вам полный текст, сохранённый на "Машине времени", вот вам коротенькое резюме статьи, написанное Грошей.

Жопа!! )

Я никоим образом не претендую на звание знатока нефтяных премудростей, но немного попытался разобраться (с Грошиной помощью). Первый взгляд вроде бы не давал повода заламывать руки, но NYTimes пишет про сравнение не с кризисами 21 века, а про сравнение с 1973 годом. Сравнение совершенно неправомерное: в 1973 оно было вызвано арабским эмбарго, введённым 19 октября в тот момент, когда США оказали помощь Израилю в войну Йом-Киппура (которая закончилась через неделю). Эмбарго продержалось несколько месяцев уже чисто в качестве "наказания" Америки и Европы, поскольку причина для его введения исчезла.

Тем не менее я попросил Грошу сравнить два кризиса. Первое, что он сделал — пересказал мне эту же самую статью из NYTimes. Когда я пнул его ногой и потребовал данных из независимых источников, результат слегка изменился.

Параметр1973 год (эмбарго ОАПЕК / война Судного дня)2026 год (война с Ираном + блокада Ормуза)Сравнение (2026 vs 1973)
Объём нарушения поставок4,3–5 млн барр/сутки (7–9% мирового потребления; целевое эмбарго)8 млн барр/сутки (IEA, март 2026) + полная блокада Ормуза (~20 млн барр/сутки, 20% мировой торговли нефтью и продуктов)В 2–3 раза больше; IEA и Rapidan называют «largest in history» (в 3 раза по Rapidan)
Характер кризисаПолитическое эмбарго (только США + союзники Израиля)Военная блокада ключевого пролива + сокращение добычи в Персидском заливе на 10 млн барр/суткиГлобальный и неизбирательный (бьёт по всем, особенно Азии)
Рост цен на нефтьВ 4 раза (с ~$3 до $12 за баррель, +300%)С ~$70–80 до $100–120 (рост 40–85%+; пики выше $100)Сопоставимый процентный рост, но с более высокого старта и без полного восстановления
Видимые последствияОчереди на заправках, рационирование, паника (США, Европа, Япония)Нет очередей (SPR + сланец США), но инфляция, рост издержек, удар по АзииМягче внешне в США, но глубже экономически глобально
Продолжительность~6 месяцевЗатяжная (нет сроков открытия Ормуза; IEA: «no signs of de-escalation»)Дольше и без ясного конца
Запас прочности мираНизкий (мало резервов, высокая зависимость)Выше (IEA координирует рекордный сброс 400 млн барр. из стратегических запасов; США + сланец)Мир лучше подготовлен, но объём шока рекордный
Другие эффектыНе затронул газ/LNG+19–20% мирового LNG под угрозойШире (нефть + газ)
Несколько моих комментариев:
  1. Эмбарго-1973 коснулось не всего мира, а только США/Европы. Проблемы-2026 в основном касаются Китая, Индии и Японии. Эффект "размазан" по гораздо большей площади/экономике, соответственно, ощущается менее остро.
  2. При подсчёте величины ущерба "блокада Ормуза" принимается как свершившийся факт, и в убыток автоматически записывается 20% нефтеоборота. Если американцы его "откроют" за несколько дней, разница станет несущественной, а с учётом роста мировой экономики за 55 лет в относительном исчислении и вообще будет меньше, чем в 1973-м.
  3. Цена в 2026 выросла с 75 до 100, т.е. на 25% (оставим на грошовой совести прирост в 40%-80%, как указано в таблице), а не на 300% (в 4 раза, как в 1973-м).
  4. США, как экспортёр нефти, вообще может выиграть от кратковременного повышения цен. С удовлетворением поглядывая на китайцев (и продавая нефть Японии и Индии с союзническими скидками).  
  5. Сколько времени будут продолжаться проблемы с Ормузским проливом? Кто-нибудь всерьёз думает, что они затянутся на полгода?
mark: A photo of Mark kneeling on top of the Taal Volcano in the Philippines. It was a long hike. (Default)
[staff profile] mark posting in [site community profile] dw_maintenance

Happy Saturday!

I'm going to be doing a little maintenance today. It will likely cause a tiny interruption of service (specifically for www.dreamwidth.org) on the order of 2-3 minutes while some settings propagate. If you're on a journal page, that should still work throughout!

If it doesn't work, the rollback plan is pretty quick, I'm just toggling a setting on how traffic gets to the site. I'll update this post if something goes wrong, but don't anticipate any interruption to be longer than 10 minutes even in a rollback situation.

xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Методологическое

В статистике с момента зачатия этой квазинауки происходит борьба Гога и Магога, ошибки первого рода и ошибки второго рода (никак не могу запомнить, что где). Что хуже, принять за истину ложную гипотезу или отвергнуть как ложь истинную гипотезу? (что есть истина — это не ко мне, это к философам). Какие только премудрствования не привлекали эти достойные люди, чтоб выдать свои вердикты за научно обоснованные истины! Тут и априорные/апостериорные вероятности, и ансамбль Байеса на подтанцовке, — и всё для того, чтобы замести под ковёр отсутствие надёжных данных, скажем, об эффективности прививок от ковида и их опасности для здоровья. Помните: статистикам можно доверять, только если вы доверяете этим статистикам!

Но мы живём в эпоху смены вех. Доказательства чего-либо добываются не в тиши forensic лабораторий, а из фото-, видео- и аудиосвидетельствах, которые всплывают из тысяч и тысяч записей с мобильников людей, оказавшихся на месте происшествия. Это не значит, что каждой размытой фотке и абы какому тюбику можно верить. Это значит, что все подобные свидетельства можно выложить в виде raw data, которые каждый может сам проанализировать в меру своего умения и доверия к источнику. Раньше подобное было не всегда легко найти, сегодня все голодные ИИ толпятся у каждого драчка под крыльцом: ну дай же нам цель, чтобы за ней поохотиться.

Голодные ИИ, конечно, не дураки. Если хозяин спросит их, не видали ли они чего нежданного и противоречащего консепсиям, все они дружно ответят "никак нет, хозяин". Если заказчик хочет чего-то не найти, ни один ИИ, стоящий своего воинского звания, этого в жизни не найдёт.

Это всё к тому, что если кто-то хочет чего-то доказать в позитивном смысле (мол, было, проверено и найдено истинным), сегодня легко может подтвердить своё утверждение ссылкой не на то, что кто-что что-то видел и кому-то об этом что-то сказал, а на непосредственное "свидетельство". А уж будет ли оно признано после всестороннего обнюхивания как подлинное, окажется ли doctored или вообще фэйком, — следующий вопрос. А если утверждающий нечто не может сослаться ни на что, кроме слов из "уважаемого источника", как Яша-драчок [personal profile] yakov_a_jerkov  — гоните такого Яшу в пизду сцаными тряпками, пусть танцует перед своей сворой. Будет win-win: драчок Яша укрепится как гуру своей своры, а снаружи его пузыря ничто не изменится.
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Просьба дать частный урок

Вокруг все внезапно стали опытными нефтетрейдерами и с умным видом рассуждают о том, к чему приведёт иранская авантюра Трампа. Про свой опыт в игре на бирже я только что написал, повторяться не буду. Но хочется самому понять несколько базовых вещей, по возможности не вдаваясь в технические детали (нет, сам я не собираюсь всю свою накопленную пенсию просадить на бирже). Ответьте, кто понимает, на несколько вопросов. Извините, что не знаю таблицу умножения )
Т.е., эффект ровным счётом противоположный тому, что я мог бы из глубины собственного невежества предположить. Хелп! Помогите кто может!

А я пока буду копить слюну, чтобы плюнуть в лицо мудакам, рассуждающим об этих материях с видом знатоков. К тупым пёздам это тоже относится.

Последам: иранские качели

Чуть-чуть разобравшись с матчастью, я пошёл к Гроше на конкретный поклон, — как войнушка в Иране может повлиять на мировые цены на нефть. Вот какими знаниями обогатился. Немного безответственной цифири )
xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Дерево разбора раздора

Кто разбомбил школу девочек в первый же час атаки США и Израиля на Иран? Вопрос не стоит выеденного яйца (по причинам, перечисленным ниже), но драчковьё™ никак не может остановиться и продолжает расчёсывать любимый сюжет: неважно по какому поводу, но Трамп как всегда врёт!

Я, получив все отчёты от всех разведок, попробую собрать гипотетические варианты того, что могло там произойти. Факт, никем не подвергающийся сомнению, ровно один: здание школы, находящейся на территории иранской военной базы, разрушено. Время и место верифицированы, всё остальное —"заявления".
  • Погибли, как сообщается в иранской (и синдицированной западной) прессе, 160+ невинных детских душ. — Нет ни единого имени, ни одной фотографии детских трупиков, ни одного кадра с похорон. Вариант отметается как совершенно невероятный.
  • Никто не погиб. Как так? —
    • Школа была эвакуирована в преддверии войны. — Маловероятно: никаких интернет-отпечатков функционирования школы в данном здании за последние 10 лет не обнаружено вообще.
    • Здание никогда не было школой для девочек, а эксплуатировалась как часть военной базы, на которой она (была) расположена. — Очень может быть. Вполне в рамках "военной хитрости", распространённой в тамошних краях. Если уж даже склады оружия можно устраивать в действующих мечетях, то обозначить штабной корпус как "школу для девочек" сам аллах велел.
  • Фиксируем предварительный вывод: почти наверняка никакой трагедии вообще не было. Это не снимает вопроса, кто и почему разбомбил здание, но переводит его в схоластическую плоскость. Так кто?
    • Авиация Люксембурга: — МИД Люксембурга не комментирует.
    • Израильтяне: — отпираются в своей еврейской манере, мол, это не мы. Необъяснимым образом, международная общественность приняла эту отмазку.
    • Сами иранцы:
      • Целенаправленно, это была false flag operation. — Возможно, но не слишком вероятно. Если сцена постановочная, то можно было бы и массовку правильную подобрать, и детских трупиков накидать, и освещение получше поставить. Впрочем, может быть, просто не хватило времени для внеплановой импровизации.
      • Случайно, по собственной криворукости. — Наиболее вероятная в моих глазах, но пока не доказанная версия. Доказывать надо не по израильской схеме "это не мы" (всё равно американское драчковьё не поверит: Трамп всегда всё врёт™, а его челядь поддакивает ему). Надо каким-то образом расследовать forensic evidence на местности, что невозможно, пока там нет американских boots on the ground.  Лезть из кожи вон и подвергать риску какой-нибудь спецназ смысла нет, см. предварительный вывод.
    • Американцы: Для самых феерических мудаков, типа [personal profile] leonid8 это аксиома, не требующая доказательства. Тем не менее возможны варианты
      • Сделано это было сознательно. Например, американская разведка знала достаточно достоверно, что никаких девочек в этой "школе" не было, а здание использовалось для военных целей. — Не исключено, что так оно и было. Тогда никакого особенного расследования на местности проводить не надо, но и объявлять о таком варианте до окончания войны было бы нерационально, можно было бы раскрыть агентуру американской разведки.
      • Сделано это было случайно. — Легко может быть. И среди американцев могут быть криворукие. Расследование подобного сценария вполне возможно (сейчас всё на свете протоколируется, полётные задания для каждой выпущенной ракеты где-то сохраняются). Армия США обязательно должна разобраться, в чём была причина ошибки, но не факт, что такой разбор должен быть публичным, особенно пока война не кончилась. Такой вариант — праздник для драчковья: кричать про то, что Трамп и его присные врут, не будет ограничена временем. Дополнительное соображение — это один из двух наиболее вероятных сценариев, после предположения о криворукости иранцев. То, что всё произошло в первый же час войны, скорее говорит в пользу этой версии: первые часы операци такого масштаба почти неизбежно связаны с бардаком. В противном случае (сознательная атака) придётся предположить, что в "школе" была суперсочная цель, поражение которой было первостепенной задачей американцев. Кстати, эта же причина говорит в пользу версии о криворукости иранцев: первый блин комом не только у русских поварих выходит.
      • Конспирологический сценарий: сделано это было сознательно в результате иранской провокации. — Представим себе, что когда-то в разрушенном здании действительно была школа для девочек, но иранский двойной агент убедил американцев, что на самом деле это военный объект (см. предыдущий пункт), и американцы повелись. Если бы иранцы успели вовремя подвезти девочек™, это была бы действительно пиар-катастрофа для американцев. США, конечно, не Израиль и могли бы пожать плечами со словами shit happens, too bad, и продолжить метелить Иран по намеченному плану, но сопротивление войне по всему миру выросло бы многократно. План, конечно, иезуитский до невероятности, но логически исключить его нельзя. И уж точно он должен бы быть расследован самым доскональным образом.


Ткните мне пальцем, если я упустил какой-то относительно реалистический сценарий. Что же до "Трамп всегда врёт", — слова Трампа и Хегсета намекают на единственную версию "криворукие иранцы". Она и мне кажется более вероятной, чем версия "криворукие американцы", но я попытался угадать причины, почему результаты расследования не публикуются "целых две недели".

Бизнес-инициативы

Mar. 13th, 2026 07:42 am
xaxam: (Gevalt!)
[personal profile] xaxam

Хихиканье под рёв сирен

Упёр у [personal profile] pratto  местную шутку юмора. Для нечитающих: выглядит как интернет-реклама.

Удивляетесь, что ваши соседи всегда выходят из бомбоубежища раньше вас? Видимо, у них установлена аппликация

КОМАНДОВАНИЕ ТЫЛА PREMIUM+

Выходите и вы из бомбоубежища на несколько минут раньше ваших соседей

Всего 5.90 шекелей за одну тревогу

  • Занимайте самые удобные места в бомбоубежище при помощи нашей аппликации "Предварительное уведомление с упреждением"
  • Уведомление "Отбой" раньше, чем общее оповещение Командования тыла
  • Всего 5.90 за каждую тревогу или 499 шекелей до окончания войны.  

Но постепенно израильтяне всё же начинают злиться на иранцев. Обычно наши телефоны начинают жужжать предварительным уведомлением о ракетной атаке, народ подтягивается к бомбоубежищам, но бежать по узким лестницам два этажа под землю без лишней нужды не хочется. Поэтому все встают в кружок перед входом в убежище и травят шуточки на предмет происходящего до тех пор, пока не заревёт настоящая сирена (за 90 секунд до ожидаемого падения). Тогда уж воленс-ноленс приходится лезть в подпол. Но сплошь да рядом после предуведомления сирена так и не включается. В таких случаях, когда заканчиваются шуточки, соседи, чертыхаясь, расходятся по домам, не дожидаясь приказа "Отбой" (см. выше). Обманутые ожидания — страшная штука.

Profile

ikratkoe: (Default)
ikratkoe

March 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 03:04 am
Powered by Dreamwidth Studios